Оценка критериев успешности и факторов риска на трех этапах подготовки патронатной семьи
Данные рекомендации представляют собой обобщенный опыт работы нескольких регионов по внедрению патронатного воспитания и предназначены для помощи специалистам служб, занимающихся устройством детей в семьи на патронатное воспитание. Можно прогнозировать ряд проблем с которыми могут столкнуться те регионы, которые предполагают внедрять у себя патронат. В частности:
-
отсутствие достаточной информации о положительном опыте внедрения патроната в нашей стране
-
нехватка методической базы
-
ограниченные возможности профессионального общения и обмена опытом
-
отсутствие кадров, либо недостаточная профессиональная подготовка
Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода.
-
Период подготовки.
-
Период установления отношений
-
Период постоянного проживания
В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.
I. Период подготовки можно разделить на несколько этапов.
1. Первый этап - первичное информирование населения . Работа происходит по нескольким направлениям. Это:
Работа со СМИ, которым предоставляется информация о практическом опыте работы специалистов, работающих в детских домах и домах ребенка. Это способствует изменению взгляда общественности на детей, оставшихся без попечения родителей и проблемы, возникающие при устройстве таких детей в семью.
Информирование о конкретном проекте по патронату. Для этого используются реклама, листовки, буклеты, памятки.
Информирование заинтересовавшихся граждан при личных (первичных) встречах с сотрудниками проекта. На таких встречах они получают информацию об условиях, при которых могут стать патронатными воспитателями (объективные критерии отбора).
1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:
проблемы с алкоголем или наркотиками психическое нездоровье серьезные соматические заболевания криминальное прошлое и настоящее отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки недостаточная жилплощадь (отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом необходимость получения работы в короткий срок.1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):
Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.
Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка. Однако социальному работнику, проводящему оценку, важно уметь абстрагироваться от собственных убеждений и понимать разницу между фанатиком и истинно верующим человеком.
Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации - характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.
Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.
2. Второй этап подготовки - личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:
возраст семейное положение жилищные условия профессия и род занятий информация о членах семьи информация об образе жизни пожелания к полу и возрасту ребенка отношение членов семьи к принятию ребенка. предпочтительный вид патронатного воспитания отношение к кровным родственникам ребенка2.1. Критерии успешности:
позитивная мотивация (один из мотивов - помощь) поддержка членов семьи (значимого окружения) серьезность намерений, и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения) близкие к реалистичным представления кандидата гибкость кандидата готовность к сотрудничеству со службами детского дома2.2. Факторы риска:
неопределенная мотивация ("хочу помочь всему человечеству", "осчастливить бедного ребенка" и пр.) несогласие членов семьи формальное согласие членов семьи ("пусть делает что хочет, авось само рассосется") нереалистичные ожидания ("придет и будет всем благодарен, всех полюбит", "отдадим учиться в аспирантуру", "поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом" и пр.) не пережитая психотравма инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность, витание в облаках) подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания) неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность.В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Например, в случае несогласия кого-то из членов семьи, желательно пригласить его на собеседование одного или вместе с кандидатом, и прояснить причины несогласия. В случае непережитой психотравмы, рекомендуется понять, в какой стадии переживания горя находится клиент. В случае острого переживания, следует, по возможности, отсрочить дальнейшую активную работу с клиентом, для того чтобы дать ему время восстановиться после травмы. Желательны дополнительные консультации с квалифицированным психологом. В случаях инфантилизма клиента необходимо оценить ресурс других членов семьи и рассматривать возможность помещения маленького ребенка при постоянном сопровождении семьи специалистами. В случаях подозрения на зависимости (алкоголизм, наркомания) следует либо впрямую обсудить с клиентом свои сомнения, либо попытаться прояснить ситуацию с помощью косвенных вопросов.
2.3. Причины отказа в сотрудничестве:
явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами) ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника отказ от сотрудничества и обучения некритичность к собственному воспитательскому опыту ("не повезло с собственными детьми, дайте хорошего").3. Третий этап подготовки - наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.
3.1. Критерии успешности:
усвоение информации активность в процессе подготовки понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи понимание необходимости обретения умений и навыков готовность меняться гибкость, вариативность, т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации адекватное представление о роли замещающего родителя готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмыслять " четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи " готовность принять на себя ответственность.3.2. Факторы риска:
незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий пассивность во время занятий некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций ("все что мы делаем в своей семье - безусловно правильно"). неспособность справляться со сложными ситуациями во время всего процесса ("когда будет ребенок, там и разберусь, сердце подскажет"). устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстро переключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрения другого человека. непринятие роли замещающего родителя ("как родного прижму к груди"). полная неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.
3.3. Причины отказа в сотрудничестве:
непосещение занятий отказ от выполнения домашних заданий яркое проявление необучаемости, ригидности яркое проявление агрессивности к группе или ведущему.4. Четвертый этап подготовки - обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).
4.1. Критерии успешности:
заинтересованность всех членов семьи реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок готовность изменить уклад и условия жизни семьи открытость к контактам приемлемые жилищные условия положительный опыт воспитания собственных детей семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам) устойчивость к стрессам способность положительного видения ситуаций уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга наличие поддерживающего социума присутствие домашних животных4.2. Факторы риска:
наличие табуированных тем в семье ("секса нет", "деньги не главное", "родители всегда правы", "тайна усыновления") подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания). постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы неготовность выделить ребенку личное пространство уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству формальное отношение членов семьи к домашнему опросу напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов) присутствие людей с непонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно ("Это мой гражданский муж", "бабушка из Киева") проявление неуважения между членами семьи подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение "брачного контакта")Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики. Иногда в практике бывает, что хотя все формальные критерии соблюдены, сотрудники службы устройства чувствуют сильное сомнение. В этом случае можно привлечь других специалистов и продолжить обследование.
4.3. Причины отказа в сотрудничестве:
несогласие членов семьи антисанитарные условия признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания) отказ организовать личное пространство для ребенка.