Компетенции патронатного воспитателя
Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Ряд зарубежных специалистов подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.
-
РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
-
Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей
-
Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку
-
Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть
-
Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
-
Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
-
Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка
-
Понимание причин трудного поведения ребенка
-
Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка
-
Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
-
СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).
-
Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям
-
Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
-
Умение справляться с кризисами
-
Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
-
Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста
-
Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях несущих риск
-
Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
-
ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).
-
Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
-
Умение отказаться от стереотипов
-
Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
-
Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.
-
Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.
-
Умение соблюдать конфиденциальность
-
Способность к обучению, саморазвитию
-
Умение обращаться к собственному детскому опыту
-
ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
-
Умение говорить о ребенке с окружающими
-
Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его
-
Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка
-
ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).
-
Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а так же особенностей патронатного воспитания.
-
Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
-
Готовность при необходимости просить и принимать помощь
-
Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей
-
Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.