Технология работы службы по устройству в семью
Технология работы службы была разработана по результатам почти 10- летнего опыта существования системы патронатного воспитания в детском доме №19 г. Москвы. Она постоянно изменяется и совершенствуется в зависимости от поставленных задач и с учетом негативного опыта. Технология, которая предлагается для рассмотрения, не является окончательной. В настоящее время она состоит из следующих этапов:
- информационная кампания;
- телефонные переговоры;
- информационная встреча;
- индивидуальное интервью;
- формирование тренинговых групп;
- обучающе-психологический тренинг;
- обследование семьи;
- консультирование семьи;
- итоговое заключение о семье;
- планирование помещения ребенка в семью;
- знакомство с ребенком;
- заключение контракта;
- профессиональное сопровождение, консультирование, семейная и индивидуальная терапия;
- тренинги родительских навыков.
Задачи подготовки патронатных воспитателей .
На всех этапах подготовки патронатных воспитателей сотрудники службы решают следующие задачи:
- наблюдение, оценка и отбор кандидатов;
- образование и укрепление доверительных отношений с кандидатами;
- информирование кандидатов о системе патронатного воспитания;
- участие в профессиональной подготовке кандидатов;
- помощь в принятии кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей как патронатного воспитателя;
- психологическая поддержка кандидата в процессе принятия им решения;
- выполнение запроса на подбор семьи для конкретного ребенка;
- развенчание распространенных мифов о воспитании детей.
Основным принципом работы службы с клиентами является принцип открытости и взаимного доверия. В процессе знакомства с клиентом от этапа к этапу отношения между социальными работниками и кандидатами становятся более прочными.
Оценка и отбор кандидатов в патронатные воспитатели осуществляется на каждом этапе работы службы, углубляясь по мере знакомства с кандидатом. При этом невозможно строго определить, что именно оценивается на каждом этапе. При взаимодействии с социальными работниками, участвуя в тренинге, кандидаты проявляют себя с разных сторон. По мере прояснения личных качеств и особенностей семейной ситуации кандидата эта оценка фиксируется в виде определенных документов.
Параллельно с оценкой кандидата сотрудниками на каждом этапе идет процесс его самоопределения, оценки своих возможностей, осознания трудностей и принятия окончательно взвешенного решения.
Не все этапы являются обязательными, некоторые из них могут быть иногда пропущены или следовать в другом порядке. Об этом будет подробнее рассказано при описании каждого этапа. Надо отметить, что в условиях российской провинции эта технология может быть существенно изменена.