МИРНЫЙ 

.

Неофициальный сайт города Мирный Космодром Плесецк :: Актуальная информация в любое время


Дополнительная поддержка

ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Архангельской области управление пенсионными накоплениями

Сегодня в условиях финансового кризиса большинство из нас пересматривает свои личные финансовые планы и начинает всерьез задумываться о личном благосостоянии, искать новые инструменты инвестирования, в т.ч. в будущую пенсию. С января 2009 года россияне получили право накапливать денежные средства на пенсию, вступив в Программу софинансирования пенсионных накоплений. О том, какие возможности эта программа дает работодателям и индивидуальным предпринимателям, мы беседуем с управляющим Отделением Пенсионного фонда РФ по Архангельской области Александром Гавриловым.

- что означает Программа государственного софинансировани и каким образом государство предлагает гражданам накопить на будущую пенсию?

Сегодня в пенсионной системе трудовая пенсия граждан состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть - фиксированная сумма, гарантированная государством при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем на страховую часть пенсии, а накопительная часть - за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем на накопительную часть пенсии, и дохода от инвестирования. Начисление и выплата накопительной части трудовой пенсии предусмотрены с 2013 года, когда достигнут пенсионного возраста граждане, у которых первыми появились на лицевых счетах отчисления на накопительную часть.

В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 года №56-ФЗ граждане добровольно могут уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии, а государство будет софинансировать эти накопления в 100%-м размере. Максимальный размер денег, которые уплачивает человек, ничем не ограничен, но государство будет софинансировать его только в том случае, если гражданин уплатил не менее 2000 рублей в год. Государство будет осуществлять софинансирование в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первых взносов в рамках Программы, но не более 12 тысяч рублей в год. Этот закон можно назвать во многом новаторским, поскольку он предоставляет возможность человеку самому участвовать в накоплении собственной пенсии. Основной идеей, заложенной в изменениях пенсионной системы, является стимулирование граждан к самостоятельному увеличению пенсии. Сегодня все должны понимать, что необходимо активно принимать участие в размещении и увеличении собственных пенсионных средств, а не только рассчитывать на государственное обеспечение.

- Каким образом человек может принять участие в Программе?

Для участия в программе необходимо первоначально подать заявление, а затем перечислять дополнительные страховые взносы. Сделать это можно двумя способами: самостоятельно или через работодателя. В первом случае – гражданин подает заявление в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства, и самостоятельно, перечисляет денежные средства через кредитную организацию (банк). Реквизиты для уплаты дополнительных страховых взносов можно получить в территориальных органах Пенсионного фонда по месту жительства или в Отделениях Сбербанка России. Во втором случае - заявление об участии в программе и сумме удерживаемых взносов подается по месту работы. Граждане вправе сами определять и менять размер дополнительных взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное время. Все взносы в накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина. Их дальнейшее использование осуществляется в соответствии с установленным законодательством условиями формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

- Как работодатели могут участвовать в данной программе?

В рамках данной государственной программы значительная роль отводится работодателю. Так, любой сотрудник вправе подать заявление об участии в Программе через своего работодателя, для которого передача заявления работника в Пенсионный фонд России является обязанностью, установленной законом. Работник вправе уплачивать взносы как самостоятельно, так и через работодателя, который на основании соответствующего заявления работника обязан удерживать и перечислять взносы работника в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, работодатель может выступать третьей стороной софинансирования. На добровольной основе он может вступить в программу и поощрить своих наиболее ценных сотрудников, совершая дополнительные отчисления за счет своих средств на накопительную часть их пенсии. Однако здесь следует учесть, что государство не будет софинансировать эти взносы работодателя.

Тем самым работодатель оптимизирует фонд оплаты труда, решает вопросы социальной политики, мотивации персонала, повышает свой имидж. Государство в свою очередь поощряет социально-ответственных работодателей, предоставляя им налоговые льготы в отношении уплаченных денег. Взносы работодателя (находящегося на общей системе налогообложения), уплаченные в пользу наемных работников, но не более 12 000 рублей в год на каждого работника, не подлежат обложению единым социальным налогом ( п.7.1 ст 238 часть II НК РФ) и налогом на доходы физических лиц (п.39 ст.217 часть II НК РФ). Так же сумма взносов работодателя - юридического лица включается в расходы на оплату труда (п.16. ст.255 часть II НК РФ), следовательно, уменьшают налог на прибыль и влияют на расчет себестоимости продукции (работ, услуг). Совокупная сумма платежей (взносов) работодателя, выплачиваемая по договорам страхования жизни работника, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.

- для наглядности можно привести пример оценки расходов предприятия при условии софинансирования пенсионных накоплений сотрудников?

В качестве примера рассмотрим предприятие, где работает 50 сотрудников, фонд оплаты труда которых ежемесячно составляет 500 000 руб. Отчисления подоходного налога при этом составляют 65 000 руб., ЕСН – 110 000 руб. На предприятии действует коллективный договор (положение и т.п.), согласно которому работодатель выплачивает определенные суммы из прибыли на социальные нужды пенсионеров и дополнительные выплаты при выходе на пенсию в размере среднемесячного заработка. Расходы в среднем в месяц по этой статье составляют 20 000 руб., НДФЛ - 2600 руб., ЕСН- 5200 руб. Итого 27800 руб. в месяц и 313 600 руб. в год. Предположим, что все сотрудники вступили в программу софинансирования пенсий и работодатель принял решение уплатить за каждого 12 000 рублей в год, т.е 1000 руб. в месяц на каждого и 50 000 за всех. При этом работодатель в условиях экономического кризиса вносит изменения в коллективный договор: отказывается от выплат по коллективному договору (предыдущий абзац) и реализует программу софинансирования пенсий.

Дополнительные затраты работодателя составили 50 000 в месяц, налогообложения на эту сумму нет (НДФЛ, ЕСН). Сумма софинансирования является непрямой выплатой работнику (т.е. в период экономического спада может быть представлена работодателем и профсоюзом, как социальная выплата). Если бы эта сумма (всего 1000 руб. каждому сотруднику) была выплачена в виде заработной платы, сумма налогов составила бы 19 500 руб. ежемесячно и 214 000 в год. Таким образом, работодатель оказывает работникам социальную поддержку (косвенно увеличивая сумму выплат в пользу работника в период, когда всем снижают зарплаты), не увеличивая фонд оплаты труда для налогообложения и при этом уменьшая базу для исчисления налога на прибыль ежемесячно на 50 000 руб.

Годовой фонд оплаты труда предприятия составляет 6 000 000 руб. Ограничение по уменьшению базы по налогу на прибыль - 720 000 руб. Ежегодная сумма софинансирования составит 600 000 руб., т.е. на всю эту сумму может быть уменьшена база по налогу на прибыль. С 1 млн. руб. прибыли (доходы – расходы) налог на прибыль составляет 200 000 руб. При уплате работодателем сумм софинансирования сумма налога на прибыль составит 80 000 руб. Экономия по налогу на прибыль 160 000 руб. Таким образом, получается, что работодатель несет расходы на сумму 600 000 руб. при этом решает вопрос социальной защищенности своих работников, их будущей пенсии, повышает свой имидж в глазах работников, увеличивая выплаты в их пользу, экономя на налогах 214 000 руб. (ЕСН, НДФЛ), 160 000 руб. (налог на прибыль), 313 600 руб. (выплаты по колдоговору с налогами). Общая сумма экономии составляет 687 600 руб.

- насколько актуально участие в программе для индивидуальных предпринимателей?

Есть достаточно большая категория граждан, для которых возможность самостоятельно накапливать на будущую пенсию, особенно актуальна. Среди них индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы, а так же лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Все они уплачивают фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование в установленном размере. Уплата фиксированного платежа в год в размере большем, чем установлено действующим законодательством, не предусмотрена. Получается, что самая экономически активная категория страхователей ограничена в возможностях формирования своей будущей пенсии фиксированной суммой платежа. Для сравнения, сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающая за наемного работника с заработной платой 5000 рублей от страхователя получается выше (5000 руб. х 14% х 12 месяцев = 8400 руб.), чем сумма годового фиксированного платежа на 2009 год - 7274,4 рубля.

Поэтому с вступлением в действие Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ у категории страхователей, уплачивающих фиксированный платеж, появилась возможность решить проблему увеличения взносов без какого-либо ограничения и с дополнительным «бонусом» от государства. Так, при уплате дополнительных страховых взносов в размере 12 000 рублей в год (но не меньше 2000) государство положит на лицевой счет гражданина еще 12 000 рублей. Следует учесть, что при взносе более 12000 руб. в год, сумма софинансирования со стороны государства ограничена суммой 12 000 руб.

- Сколько человек в области уже решили участвовать в Программе и перечисляют взносы?

На сегодняшний день в программу вступили уже более 7 тысяч жителей Архангельской области, за неполные три месяца от граждан в рамках программы поступило платежей на сумму 1,7 млн рублей. Существенная часть всех платежей 56,5% – денежные взносы, которые граждане перечисляют самостоятельно, 43,4% - платежи тех участников программы, которые доверили их удержание из заработной платы и перечисление в ПФР своему работодателю. Для нас эти цифры показатель того, что люди стали больше задумываться о своей будущей пенсии и осознанно приняли решение активно участвовать в ее формировании.

Сейчас большая часть платежей поступила через Сбербанк России, который по соглашению с ПФР создал максимально комфортные условия для участников программы. Платежи граждан в накопительную часть трудовой пенсии принимаются не только в отделениях Сбербанка по всей области, но и через другие кредитные учреждения. При этом Сбербанк не берет комиссию по платежам, осуществляемым в рамках программы государственного софинансирования пенсии. Кроме того, Отделением ПФР по Архангельской области совместно с Архангельским Отделением Сбербанка России реализована возможность внесения платежа через длительное поручение без необходимости посещения банка, в ближайшее время вносить платежи можно будет через терминалы банка по квитанциям со штрих-кодом.

- Учитывая высокую заинтересованность граждан в программе софинансирования, можно ожидать, что вопросы, касающиеся самой программы и участия в ней, будут поступать от руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, а также от работников в кадровые службы предприятий. Куда можно обратиться за консультаций о Программе государственного софинансирования пенсионных накоплений?

Ответы на все вопросы о государственной программе софинансирования, участниках программы, процедуре уплаты добровольных взносов за работников и обязанностях работодателя, а также другие вопросы по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению можно получить в территориальных органах Отделения ПФР в городах и районах Архангельской области. Также можно по предварительной договоренности организовать встречу специалистов ПФР с руководителями предприятий и трудовыми коллективами.



ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Информация о структуре Администрации, контактная инфомация, основные службы и отделы.
подробнее...

НОВОСТИ
Главные события в жизни Мирного и его горожан, спортивные и культурные мероприятия… Только на нашем сайте вы их сможете прочитать первыми.
подробнее...



Copyright © 2011 МО «Мирный»
Адрес: 164170, Архангельская область, город Мирный, ул. Ленина, дом 33
телефон (81834) 5-10-00
факс (81834) 5-03-89

Сайт является официальным информационным ресурсом
органов местного самоуправления МО «Мирный».

Сайт обслуживается пресс-службой главы Мирного.
Любое использование материалов сайта допустимо только со ссылкой на сайт ("http://www.mirniy.ru" официальный сайт муниципального образования «Мирный»)